Гастев, Алексей Капитонович

Гастев, Алексей Капитонович
(1882-1938)
   Российский психолог, видный деятель Нотовского движения в Советской России.
   Окончил городское училище и технические курсы в Суздале, поступил в Московский учительский институт, откуда был исключен за политическую деятельность, неоднократно подвергался арестам и ссылкам, до 1917 г. находился на нелегальном положении. В этот период эмигрировал во Францию, где учился в Высшей школе социальных наук (Париж) и работал на заводах. В 1917-1918 годах - секретарь Союза металлистов Петрограда, управляющий предприятием, журналист. В 1938 г. - незаконно репрессирован, погиб, в 1957 г. - реабилитирован.
   Организатор и директор Центрального Института Труда (1920-1938), член Совета по научной организации труда (СОВНОТ) при НК РКИ СССР, участник революционного движения (член РСДРП с 1901 г.), пролетарский поэт. Г. разделял идеологию объединения "Пролетарская культура", его поэтическое творчество воспевало идеалы пролетарского единства, гордость трудового человека, создающего полезный для общества продукт (Поэзия рабочего удара. 1918; 1971 - 8-е издание).
   Г. является автором оригинальной концепции трудовых установок - основы производственного обучения. Пропагандировал, развивал и внедрял идеи научного менеджмента в отечественном народном хозяйстве. Программа научной и практической деятельности организованного им Центрального Института Труда (ЦИТа) отражена в статье "Наши задачи"; "Социальное знамя ЦИТа (1925)" / Как надо работать? (1972). Конечная цель ЦИТа - проектирование высокопроизводительных трудовых процессов, предприятий в Советской республике, содействие повышению общей и трудовой культуры населения, производство работников необходимой квалификации в нужных стране масштабах. Реализация указанных задач - дело "социальной инженерии", которая должна выработать проект "социально-инженерной машины" как научно-обоснованный вариант технологии производства необходимых "рабочих типов".
   Вполне вероятно, что Г. разделял не только идейную направленность вождей и идеологов "Пролетарской культуры", но и принципы "Всеобщей организационной науки" А. А.Богданова, его организационную точку зрения, что проявилось как своеобразный вариант системного мышления. Так Г. видит много общего в жизнедеятельности всего предприятия, в труде рабочего обслуживающего машину, в работе машины. Рабочий за станком - аналог труда директора предприятия, самого рабочего он представляет как устройство сложной машины, в котором имеются свой мотор, система энергоснабжения, система передачи скорости, отдел установок, отдел учета и контроля, отдел управления, своеобразные шаблоны-направители. Научное исследование призвано выявить законы эффективного выполнения трудовых действий в целях рационализации труда и создания технологии производственного обучения.
   Г. с большим уважением относился к работам Ф. У. Тейлора, но видел слабость его "научного менеджмента" в неразработанности методики обучения работников рационализированным способам труда. Таким образом, отсутствие научно обоснованной технологии подготовки рабочих оказывалось существенным тормозом в реализации принципов научного управления. Для преодоления этого недостатка, ЦИТ располагал рядом научных лабораторий, в которых в первой половине 20-х годов проводилось тщательное изучение трудовых движений с использование циклографии, кинофотосъемки. Здесь начинал работать выдающийся советский физиолог Н. А. Бернштейн. Наряду с физиологической лабораторией, были созданы психотехническая, сенсорная, педагогическая и др. К 1925 г. при ЦИТе возникает акционерное общество "Установка", которое по заказам предприятий проводило массовую подготовку кадров рабочих специальностей (для текстильной, строительной, металлообрабатывающей промышленности, для водителей автомобилей, летчиков и т. д.). По всей стране были созданы филиалы общества "Установка".
   Методы и процедура обучения представлены в книге Г. "Трудовые установки", переизданной в 1973 г. Трудовые установки понимались как продукт воспитания конкретных рефлексов в специальной системе трудовой тренировки, построенной на принципах, близких идеям программированного обучения в варианте американского бихевиоризма. Г. недооценивал роль сознания субъекта труда, тренировка была направлена на воспитание полезных навыков в обход понимания, осмысленности выполняемой работы, "от рук к голове", что сказывалось нередко в трудностях профадаптации выпускников ЦИТовских учебных курсов.
   Начиная с 1930 г. ЦИТ свертывает свои учебные комбинаты, в центре внимания его деятельности оказывается проблема проектирования рабочего состава, совершенствование организации труда и производства (Гастев, 1972). Под руководством Г. создается система экспертизы существующей производственной организации, а также организационного проектирования трудовых постов, участков производственного процесса, включая всю цепочку технологии производства от заготовительных цехов до выпуска готовой продукции и управленческих структур. При этом реализовались идеи тектологии о прогрессивном развитии и функционировании организаций, закон минимальных звеньев, выявлялись огромные резервы повышения производительности, неизменно подчеркивалась роль точного распределения функций работников, их квалификации, способа взаимодействия. Таким образом, опыт ЦИТа может служить примером исследования и экспертизы типов производственных организаций, организационного проектирования, проектирования требуемой квалификации, путей профессионального роста и продвижения производственных кадров в зависимости от тенденций развития техники и технологии предприятия. Опыт ЦИТа оказал неоценимую услугу становлению промышленности СССР, укреплению его военного потенциала. Для современной психологической науки - наследие Г. и его сподвижников по
   ЦИТу - образец построения моделей организаций и ее звеньев, вплоть до деятельности отдельных субъектов труда; это вклад в теорию организаций и организационную психологию, психологию управления.

Кто есть кто в российской психологии. 2011.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Гастев, Алексей Капитонович" в других словарях:

  • Гастев, Алексей Капитонович — Алексей Капитонович Гастев Дата рождения: 26 сентября (8 октября) 1882(1882 10 08) Место рождения: Суздаль, Российская империя Дата смерти …   Википедия

  • Гастев, Алексей Капитонович — Гастев А. К. (1882 1938 или 1941; автобиография) родился 26 сентября 1882 г. в гор. Суздале Владимирской губ. Отец его был учителем и умер, когда Г. исполнилось 2 года. Мать Г. была портниха. По окончании городского училища, а затем технических… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гастев Алексей Капитонович — [26.9(8.10).1882 1941], участник революционного движения в России, один из зачинателей научной организации труда (НОТ) в СССР, поэт. Родился в Суздале в семье учителя. Член РСДРП с 1901, большевик: в 1908 от партии отошёл. Член ВКП (б) с 1931. За …   Большая советская энциклопедия

  • ГАСТЕВ Алексей Капитонович — (1882 1938 или 1941) русский поэт и ученый. Организатор Центрального института труда (1920). Сборники стихов: Поэзия рабочего удара (1918), Пачка ордеров (1921); публицистические книги Как надо работать (1921). Труды по рациональной организации и …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гастев Алексей Капитонович — (1882  1938 или 1941), русский поэт. Сборники стихов: «Поэзия рабочего удара» (1918), «Пачка ордеров» (1921); публицистическая книга «Как надо работать» (1921). Труды по рациональной организации и культуре труда. Организатор Центрального… …   Энциклопедический словарь

  • ГАСТЕВ Алексей Капитонович — (1882—1941), русский советский поэт, ученый. Чл. РСДРП (б) в 1901—08. Чл. КПСС с 1931. Кн. стихов (в т.ч. стихотворений в прозе) «Поэзия рабочего удара» (1918), «Пачка ордеров» (1921). Публицистич. кн. о культуре труда «Как надо… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ГАСТЕВ Алексей Капитонович — [26.9 (8.10). 1882, Суздаль, 1941], ученый и поэт, один из основоположников педагогики проф. образования и науч. организации труда в РСФСР. Учился в Моск. учительском ин те (исключен в 1901 за рев. деятельность). Секретарь ЦК Всерос. союза… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Гастев Алексей Капитонович — …   Википедия

  • Гастев, Алексей Капитонович — (1882 1941)     учёный и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда в РСФСР. Организатор и руководитель Центрального института труда при ВЦСПС (ЦИТ; 1920 38). Активный участник дискуссий по …   Педагогический терминологический словарь

  • Гастев — Алексей Капитонович (1882 ) пролетарский поэт. Р. в Суздале, в семье учителя. В детстве лишился отца и рано начал жить самостоятельно. Работал слесарем, за участие в революционном движении несколько раз сидел в тюрьме, затем был сослан в… …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»